Кабинет пользователя

Левое меню

Права пассажира. За что отвечает авиакомпания

    Любой человек, купивший авиабилет, приобретает не только обязанности, но и права. Права, которые, к сожалению, частенько нарушаются перевозчиком и его командой, а пассажиры далеко не всегда знают, как их отстоять.

    Сколько бы уже не писалось на эту тему, мы, тем не менее, повторим: авиабилет является договором пассажира и авиакомпании. Этот факт является непреложным независимо от типа рейса (регулярный или чартерный) и места приобретения билета (в кассах авиакомпании, через интернет или в составе тура). Исполнить услугу воздушной перевозки может только авиакомпания, а значит к ней и следует обращаться, если эти услуги были оказаны пассажиру некачественно или не в полном объеме.

    Суть договора (билета) заключается в следующем: авиакомпания обязана перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения в то время, которые указаны в билете. Однако авиакомпании, основываясь на законодательстве, устанавливают целый ряд оговорок.

    Кому и что должна авиакомпания

    Например, задержка рейса, самое распространенное нарушение при оказании услуг перевозки. Вроде бы уже отступление от условий договора, но закон предусматривает ряд ситуаций, при которых авиакомпания освобождается от ответственности перед пассажиром. Если задержка или опоздание рейса имели место вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, то от уплаты штрафа и компенсаций он освобождается. Это значит, что если у авиакомпании будет документ, содержащий информацию о том, что время вылета было отложено по причине экстренного ремонта воздушного судна, без которого полет угрожал бы жизни и здоровью пассажиров, то на материальные выплаты пассажиру и нечего надеяться. Такая же ситуация и с форс-мажорными обстоятельствами: если авиаперевозчик сможет доказать, что вылет был не возможен по независящим от него причинам, то писать претензии и иски не имеет смысла.

    Другое дело, что даже в этих ситуациях перевозчик не имеет права бросать своих клиентов на произвол судьбы. Воздушный кодекс Российской Федерации четко указывает, что ответственность за воздушную перевозку несет авиаперевозчик. В статье 102 Кодекса указано, что за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2001 года составляет 100 рублей) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

    Согласно части 1 этой же статьи, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

    Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" устанавливают порядок работы российских авиакомпаний и применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру). При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

    • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
    • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
    • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
    • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
    • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
    • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
    • организация хранения багажа.
    • Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

    Кстати, если пассажир приобрел в разных компаниях два билета на разные маршруты, стыкующиеся в одном аэропорту, то есть самостоятельно организовал себе стыковочный перелет, то в случае опоздания/задержки первого рейса, повлекших за собой опоздание пассажира на второй рейс, «первая» авиакомпания полученный пассажиром ущерб от невозможности воспользоваться вторым перелетом не возмещает. Если же билеты покупались в одной компании, и организацию стыковки взяла на себя авиакомпания, то при опоздании первого рейса и невозможности пересесть на второй, ответственность за его доставку в конечный пункт назначения лежит исключительно на авиакомпании. В таком случае пассажиру по прилету необходимо подойти к стойке авиакомпании в аэропорту, и, предъявив билет, заявить о сложившейся ситуации. Тогда клиента отправят ближайшим стыковочным рейсом этой же авиакомпании, либо другой. Если рейс вечерний, и по расписанию в это день рейсов больше нет, то ему будет предоставлено размещение в гостинице с последующей отправкой на следующий день.

    «Дама сдавала багаж…»

    Билет позволяет клиенту авиакомпании взять с собой в дорогу багаж. Как правило, по одному билету в экономический класс можно провезти багаж весом 20 кг., а пассажирам бизнес-класса позволено взять с собой 30 кг. Все пассажиры имеют право взять с собой в салон ручную кладь. К ней у каждой компании свои требования, их лучше выяснить заранее.

    К сожалению, бывают ситуации, когда турист прилетел в место назначения, а его багаж затерялся где-то по дороге. Поручить его поиски следует авиакомпании. Пассажир с представителем авиакомпании или с сотрудником стойки розыска багажа «Lost & Found», которая есть практически в каждом международном аэропорту, заполняет акт розыска багажа. В нем указываются внешние приметы чемодана: форма, цвет, материал, данные об именной бирке, наличие или отсутствие колесиков и ручек. Акт составляется в двух экземплярах, один остается у сотрудника компании, другой у пассажира, к акту прикладывается копия багажной бирки, приклеенной к посадочному талону. Как правило, багаж находится быстро, но максимально разрешенный авиакомпаниям срок поисков пропавших вещей составляет 21 день. Только по истечении этого периода багаж официально будет признан потерянным или украденным.

    Что может требовать пассажир?

    Во-первых, оставшись в чужом городе без багажа, пассажир имеет право потребовать у авиакомпании возмещения расходов на приобретение им вещей первой необходимости. К таким относятся зубные щетка и паста, бритвенные принадлежности, предметы личной гигиены, белье, одежда. Только не следует пытаться за счет авиакомпании обновить себе гардероб – пассажиру будет возмещена стоимость только действительно необходимых вещей, да и стоимость одежды возмещается, как правило, в размере 50%. Стоимость остальных вещей из вышеназванного списка возмещается авиакомпанией полностью, надо только предъявить чеки на сделанные покупки. Иногда перевозчик, чтобы не портить себе репутацию, не дожидается чеков, а сразу, после поступления заявления о пропаже багажа, выплачивает определенную сумму на покупку необходимых вещей. Эта сумма не превышает обычно 250 долларов. 

    Во-вторых, авиакомпания должна вернуть своему клиенту стоимость пропавшего багажа или испорченных вещей (при повреждении багажа при перевозке). Компенсации за утерю и задержку багажа регулируются Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, которые имеют приоритет над местными законами в отношении международных перевозок. Компенсация за полностью утраченный или поврежденный багаж рассчитывается обычно в пределах 20 долларов за 1 кг веса, вес багажа, указан на багажной бирке. При этом 20 долларов за килограмм – не предел, если пассажиру удастся доказать, что его вещи стоили дороже. Конечно, сделать это не просто, но, если, например, багаж потерялся при возврате домой и у туриста в кошельке сохранились чеки на покупку вещей от Dior или Prada, он может обратиться к перевозчику с претензий, приложив к ней эти чеки. В заявлении следует указать, что сроки поездки даты чека подтверждают совершение покупок во время нахождения в стране временного пребывания, а сделанные покупки нигде, кроме как в чемодане, вывезены быть не могли. Если авиакомпания внемлет этим рассуждениям, туристу может быть выплачено до 5000 долларов. Претензию относительно поврежденного багажа следует подать не позднее 7 дней с момента получения вещей в аэропорту, а при утрате багажа срок увеличивается до 18 месяцев. 

    Независимо от обстоятельств, вынудивших обратиться в авиакомпанию с претензией, в заявлении должны быть четко изложены нарушение перевозчика, размер требуемой компенсации и обоснование требований. К претензии обязательно следует приложить ксерокопии всех документов, имеющих отношение к данной ситуации, кассовые чеки, если ситуация вынуждала тратить денежные средства. Если авиакомпания не отвечает на рекламацию и не желает удовлетворить справедливые требования, пассажир, как потребитель услуг авиаперевозчика и как сторона договора перевозки имеет право восстановить свои права через суд.

    Информация предоставлена www.atorus.ru 

    Copyright © 2003г.
    ООО "Лаки Тревел СВЛ"